?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В ГМИИ с 29 апреля по 27 июля проходила выставка мастеров эпохи Возрождения из Академии Каррара. Небольшая коллекция, 58 работ, охватывающих период с середины XV до середины XVI века. Этой выставки Россия ждала шесть долгих лет. Благодаря тому, что пять лет крупнейший музей северной Италии находится на генеральной реконструкции, появилась возможность организовать всемирное «турне» самых знаменитых картин из этого собрания. Обычно музеи не позволяют себе отправлять на выставки такого количества работ, да еще из числа самых известных. Данная выставка была собрана специально для московского музея. Главным критерием в подборе картин для экспозиции в Пушкинском было стремление как можно шире представить итальянское Возрождение.

IMG_1467.JPG

На выставке можно было увидеть три разных периода итальянского Ренессанса: его зарождение, расцвет и угасание. Сложность состояла в том, что картины художники кватроченто писали не на полотнах, а на холстах – соответственно, перевозка и хранение их требует особой осторожности и специальных условий. В Москву работы были доставлены в специально разработанных капсулах с установленным в них нужным температурным режимом. По словам экспертов, эта выставка — важнейший итальянский проект со времен прогремевшей в 2005 году выставки «Россия — Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича».

IMG_1473.JPG

Академия была названа в честь графа Джакомо Каррара, подарившего в 1793 году свою коллекцию живописи, которая насчитывала полторы тысячи работ, Бергамо — городку, входившему в те времена в состав Венецианской республики. Граф Джакомо Каррара купил старинную таверну «Ла Кампана». Это заведение, пользовавшееся дурной славой, находилось рядом с дорогой, которая вела к стоявшему на холме городу. Граф открыл в бывшей таверне художественную школу. По его указанию в здании возвели большую внутреннюю лестницу, повсюду развесили картины из его собрания, служившие ученикам примерами для подражания. Как в галереях XVIII столетия, картины плотно покрывали все стены от пола до потолка, их размещали даже над дверями и в простенках между окнами.

Bergamo_accademia_carrara_esterno.jpg

Коллекция Академии Каррара — объединенные собрания дарителей, среди которых на первых ролях — «триумвират»: кроме картин, принадлежавших Джакомо Каррара,  работы,  поступившие в 1866 от Гульельмо Локиса по завещанию (в 1840-х он был бергамским мэром — подестой), и, в конце XIX века — картины от Джованни Морелли, врача, знатока искусства, сенатора. Джованни Морелли начал покупать медали XV века вместе с "утварью", чтобы доказать, что "в благословенные времена искусство не было отделено от повседневной жизни". Морелли также писал под псевдонимом Иван Лермольеф (фамилия Лермольев - - квазианаграмма фамилии Морелли), выдавая свои сочинения за труды некоего русского. Его писаниями зачитывалась вся Европа, включая Зигмунда Фрейда и Артура Конан Дойля. Джованни Морелли находил достойные внимания произведения в самых неожиданных местах, например: ценнейшие работы тосканских мастеров XV столетия он обнаружил в римском ломбарде.

Giovanni_Morelli_1886.jpg
Джованни Морелли, картина Франца фон Ленбаха (1886)

В первом разделе представлены произведения первой половины XV века — периода, когда в творчестве художников сочетаются черты интернациональной готики, долгое время господствовавшей в Европе, и черты новые, предвещающие завоевания ренессансного искусства.

Две картины Джованни д’Алеманья. «Мученичество святой Аполлонии - Ослепление» и «Мученичество святой Аполлонии Вырывание зубов» поступили в галерею по завещанию Антониетти Ноли, вдовы Карло Маренцы в 1901 году. Картины написаны на деревянной основе темперой.

12Dzhovanni-dAlemanya.-Munichestvo-Svyatoy-Apollonii-osleplenie.-Okolo-1440-1445.jpg
Джованни д’Алеманья. Мученичество святой Аполлонии (Ослепление), около 1440-1445, дерево, темпера

В момент их приобретения в Бергамо обе картины были известны как мученичества святой Аполлонии и мученичества святой Люсии. Позднее было доказано, что обе панели, вместе с двумя другими, которые находятся в Вашингтоне и Бассано дель Граппа, принадлежали к запрестольному образу, посвященному жизни святой Аполлонии. Святая Аполлония Александрийская была одной из первых христианских мучениц, выдержала жестокие пытки и отказалась отречься от христианства. Как пишет в «Церковной истории» Евсевий Памфил: «Язычники схватили также Аполлонию, дивную старушку-девственницу, били по челюстям, выбили все зубы; устроили за городом костер и грозили сжечь её живьем, если она заодно с ними не произнесет кощунственных возгласов. Аполлония, немного помолившись, отошла в сторону, прыгнула с разбега в огонь и сгорела». Святая Аполлония скончалась 9 февраля 248 или 249 года. Исходя из характера мучений атрибутами святой Аполлонии стали зубы или щипцы. В день памяти святой Аполлонии отмечается международный день стоматолога. Мы видим необыкновенно тонкую живопись, богатство деталей, часто сказочных, говорящих о понимании красоты. Художник пощадил нас и не показал ужасных подробностей.

11Dzhovanni-dAlemanya.-Munichestvo-Svyatoy-Apollonii-vyiryivanie-zubov.-Okolo-1440-1445.jpg
Джованни д’Алеманья. Мученичество святой Аполлонии (Вырывание зубов), около 1440-1445, дерево, темпера

Портрет Лионелло д’Эсте (1441) — картина итальянского художника Пизанелло, изображающая маркиза Феррары Лионелло д'Эсте. (1407 - 1450), просвещённого правителя, поэта, увлечённого коллекционера, одного из самых привлекательных фигур в истории этого времени.

Пизанелло был придворным художником Феррары, и портрет Лионелло д'Эсте (один из первых ренессансных станковых портретов) принадлежит к числу примерно пяти его живописных работ, которые известны в мире. От работ Пизанелло очень мало что сохранилось и только по документам можно судить, что он был художником общеитальянской славы. Этот художник стоит на границе двух эпох – поздней готики, которая еще царила в северной Италии, и эпохи Ренессанса.

ddd1e0cc593f64c727206c78d0f95614.jpg
Антонио Пизано Пизанелло. Портрет Лионелло де Эсте. 1441. Академия Каррара, Бергамо

Не очень красивому лицу Лионелло — с чрезмерно утонченными линиями губ и подбородка и горбатым носом — художник приписывает рыцарские черты. Фигура в костюме багряного цвета сливается с декоративным фоном, становясь частью этой ювелирной композиции. Лионелло д’Эсте изображён погрудно в профиль на фоне диких роз. Есть предположение, что изображение розы — отсылка к прозвищу герцога, данному его учителем Гуарино да Верона — «цветок принцев». Гуманист Лодовико Карбоне так писал о нём: «Я никогда не мог смотреть без слёз на портрет Лионелло, который написал Антонио Пизано, так он сумел собрать в нём самые глубокие следы человеколюбия.» Портрет был создан в результате соревнования между Пизанелло и Якопо Беллини, произошедшего в Ферраре летом 1441 года. Известен отзыв Лионелло д’Эсте о работах художников: «Вы помните, как Пизанелло и Беллини, прекраснейшие живописцы нашего времени, недавно отличились разными способами в портретировании моего лица. Один из них добавил большую выразительность моим чертам, в то время, как другой изобразил их более бледно но не менее тонко» Победителем соревнования был признан Якопо Беллини, но портрет, выполненный им, не сохранился.

Франческо ди Стефано, прозванный Пезелино, создал в середине XV столетия несколько картин, посвященных Гуальтьери и Гризельде. Возможно эти композиции были созданы для кассоне, свадебных сундуков, в которых закладывались одежды невесты, а на стенках сундуков писались картины.

23069517.jpg
Франческо ди Стефано, прозванный Пезеллино. «Гуальтьери и граждане Салуццо». 1445-1450. Дерево, темпера

Изображения взяты из знаменитой десятой новеллы десятого дня «Декамерона» Боккаччо, в которой рассказывается история несчастной девушки Гризельды. Граждане уговаривают правителя Гуальтьери жениться, чтобы не остаться без наследника. Он соглашается, но ставит условие: его женой должна стать бедная девушка. Он готовит будущей невесте невиданные испытания, и все это Гризельда терпит, после чего становится его женой. Рассказ о страданиях бедной Гризельды превращен Пезеллино в гармоничную картину, где "сладостное искусство перспективы" уживается с опытом церковных росписей Беато Анджелико.

56481751.jpg
Франческо ди Стефано, прозванный Пезеллино. «Гуальтьери отправляется на охоту, встреча Гуальтьери с Гризельдой». 1445-1450. Дерево, темпера

Джакомо Каррара приобрел панели Маэстро деи Картеллини «Святой Павел и Святой Петр» в те времена, когда при реконструкции многих храмов уничтожались шедевры живописи эпохи Возрождения. Предположительно эти, монументально стоящие, святые были когда-то частью алтаря в монастырской церкви Сант-Агостино в Бергамо. Алтарь находился в церкви до конца восемнадцатого века и в путеводителях ему приписывалось авторство Антонио Виварини (Антонио да Мурано). До 1797 года полиптих был демонтирован.

Маэстро деи Картеллини. Святой Павел и Святой Петр
Маэстро деи Картеллини. Святой Павел и Святой Петр. 1445-1455 темпера, золото, дерево, гипс, бумага, кожа.

Святые изображены в натуральную величину на фоне золотых небес и зеленой листвы. Святой Павел с мечом – атрибутом своего мученичества, который выполнен в технике Пасти́лья (от итал. pastiglia — «лепешка, комок теста» — итальянское название техники лепного рельефа, в частности рельефного декора, вылепленного из гипса или стукко и помещённого на деревянную панель, сундук-кассоне или на кессонах деревянного потолка. Рельеф пастилья расписывают красками или покрывают позолотой). Таким образом художник стремился приблизить изображение к зрителю. Святой держит раскрытую книгу, на страницу которой непосредственно на поверхность картины наклеен лист с надписью из Второго послания Павла к Коринфянам: «Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых, который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит». Святой Петр изображен с ключами и закрытой книгой, в роскошном золотом переплете, его атрибуты также выполнены в технике Пасти́лья. Книга представляет новозаветные послания, приписываемые Петру. В центре алтаря когда-то была доска с изображением Христа Спасителя. Святой Петр и святой Павел, предположительно, располагались справа от Иисуса Христа. Остальные доски с изображениями других святых находятся в разных коллекциях в Италии.

Панели с изображениями ангелов, несущих орудия Страстей Христовых работы  Маэстро деи Картеллинибыли частью того же алтаря, которому принадлежали доски с изображениями святого Петра и святого Павла.

14086019132_527cecaf9e_z.jpg
Маэстро деи Картеллини. Ангелы с орудиями страстей, 1445-1455, дерево, темпера

Небольшая по размерам картина «Мадонна Смирение» принадлежит кисти художника Беноццо Гоццоли, известного своими фресками во Флоренции. Мадонна Смирение (Madonna dell Umilta) – один из традиционных типов изображения Богоматери в итальянской живописи, начиная с XIV века. Дева Мария представлена сидящей на земле, на небольшой подушке, являя тем самым истинный образец смирения. Средневековые теологи почитали смирение тем зерном, из которого произрастают другие добродетели; от Марии «произрос» Христос.

15-2Benotstso-Gotstsoli.-Madonna-Smirenie.-Okolo-1449-1450.jpg
Беноццо ди Лезе ди Сандро, прозванный Беноццо Гоццоли. «Мадонна Смирение» Около 1449-1450, дерево, темпера, золото

«Мадонна Смирение» приписывалась сначала Фра Беато Анджелико, наверно, потому, что в ней есть черты, присущие и раннему Возрождению и высокому. Доска и темпера, но уже анатомически достоверные фигуры. Совершенно канонический библейский сюжет «Мадонна с младенцем», но уже гвельфская лилия у младенца Христа в руках, то есть Мадонна — не только Мадонна, но еще и Флоренция, и Бог вручает Флоренции лилию как атрибут власти. У ног Мадонны ангелы - один с маленьким органом, другой с лютней. Странное сочетание в пятнадцатом веке, так как - орган —строго духовная музыка, а лютня — строго светская. Примерно за десять лет до создания этой картины духовные и светские инструменты впервые заиграли вместе. Но главное в этой картине — фоны: драпировки, которые можно принять за ткань или листву. Небо на картине Гоццоли кажется и цветущим садом и гобеленом на стене.

Доски Скьявоне, «Св. Иеронима» и «Св. Алексия», приписывали одно время Мантенье. Одна из лучших работ Скьявоне. Настояще имя Джорджо Скьявоне - Юрай Чулинович. «Schiavone» — это «славянин», вернее, если говорить о венецианском словоупотреблении, выходец из славянской Далмации, с адриатического побережья. Чулинович уехал доучиваться в Падую. Сохранился его контракт с живописцем Франческо Скварчоне, где Юрай-Джорджо обязуется работать подмастерьем за еду и за обещание со стороны патрона «преподать тайну» своего искусства; он подписан в 1456 году, когда Скьявоне было, по разным подсчетам, то ли 20, то ли 23.

Джорджо Чулинович, прозванный Скьявоне. Святой Иероним. Святой Алессио.
Джорджо Чулинович, прозванный Скьявоне. Святой Иероним. Святой Алессио. 1458-1460

Иероним, которого почитали за его латинский перевод Библии, одет,как паломник – в монашеской рясе с нарамником (длинная или короткая накидка, изготовленная из куска ткани, согнутого пополам, с отверстием для головы; иногда носили с поясом). Яркими пятнами выдляются: кардинальская шляпа за спиной Иеронима, его книга и чернильница, коралловые четки Алексия и крест у него на шее. Из распятий, которые держат в руках оба святых, брызжут яркие капельки крови. Иеронима Скьявоне писал неоднократно, всякий раз воспроизводя один и тот же по-портретному схваченный типаж: старик с окладистой косматой бородой и крупным мясистым носом. В отличие от святого Иеронима, внешность Алессио или Алексия Скьявоне больше нигде не повторял. Алексий, который является покровителем нищих и изображается в лохмотьях, в живописи Кватроченто появляется редко. Неизвестно, настоящее предназначение досок. С обратной стороны хорошо сохранилась окраска черного цвета с темно-красной рамкой, покрытая лаком. Панели довольно тонкие, возможно – это был двери особенно драгоценного кабинета или жалюзи для маленького органа.

218_1460253496.jpg
Франческо Бонсиньори. Портрет Джан Франческо Гонзага, около 1475, дерево, темпера

Портрет Джан Франческо Гонзага атрибутирован как работа Франческо Бонсиньори. Интересно, что в XIX веке на работу была нанесена монограмма, намекающая на возможное авторство Андреа Мантеньи – увы, недобросовестные торговцы находились всегда. Однако при очередной реставрации выяснилось, что монограмма оказалась нанесена поверх более раннего реставрационного востановления красочного слоя. Исходя из возраста персонажа, работу датируют приблизительно 1475 годом.


036.jpg
Баротолмео Виварини. Полиптих из Сканцо: Троица с двумя ангелами. Мадонна на троне. Святой Петр. Святой архангел Михаил. 1488, дерево, темпера, золото

В "Триптихе из Сканцо" кисти Бартоломео Виварини изображен редкий иконографический сюжет "распятие в лоне отчем": Бог-отец, сидящий на троне, держит распятие с Богом-сыном в окружении ангелов. В нижнем же ярусе триптиха корчится в муках сам дьявол, повергаемый архангелом Михаилом. На центральной панели полиптиха – надпись: «"Factum Venetiis в Barth / olomeum Vivarinum де Muriano / Pinxit. 1488 ' (Сделано в Венеции Бартоломео Виварини Мурано / изображено 1488). В 1670 году в Сканцо существовала запись, в которой был упомянут полиптих Виварини. В ходе работ реставраторы обнаружили, что верхняя доска была обрезана. Есть предположения, что она соответствовала полукруглому или треугольному тимпану. Центральная панель с мадонной так же была обрезана со всех сторон.

Широкую известность Карпаччо принесли написанные им циклы живописных композиций, которые предназначались для так называемых скуол, религиозно-благотворительных братств, получивших широкое распространение в Венеции. Картина «Рождество Марии» происходит из Скуолы дельи Альбанези, религиозно-благотворительного братства, объединявшего выходцев из Иллирии. Спасаясь от турок, они переселялись в Венецию. Скуола была основана в 1442 году, а в 1504 году Витторе Карпаччо получает заказ написать серию композиций на тему «Истории Девы Марии». В 1808 году, во время оккупации Венеции Наполеоном, картины были вывезены и разошлись по разным музеям: одна из них - «Рождество Богоматери» - в Академии Каррары в Бергамо.

Vittore_Carpaccio_081.jpg
Витторе Карпаччо и мастерская «Рождество Богоматери» холст, масло Около 1502-1504

Жанрово-религиозная картина Карпаччо, в которой событие из Священного Писания представлено так, как если бы оно произошло в венецианском доме начала XVI столетия, чтобы зритель мог убедиться - библейские события были на самом деле. Интерьер венецианского палаццо с уходящей вдаль анфиладой комнат, подробно описанная обстановка, наводят на мысль, что художник был знаком с фламандской живописью. Карпаччо – любитель деталей. Так – два милых кролика - любопытный в своей двойственности символ: в религиозной живописи кролик олицетворяет целомудрие Мадонны, а в светской – так совсем наоборот, кролик был знаком распутства и атрибутом Венеры. Об образованности Карпаччо говорит тот факт, что в некоторых работах Карпаччо встречаются надписи на древнем арамейском языке. Так, на панели с занавеской и лампой на стене рядом с кроватью - надпись на иврите, "Святой Святой Святой / Блажен тот, кто приходит во имя Господа". Подписывался он довольно часто латинизированным именем Victor Carpathius, эта надпись видна в правом нажнем углу картины.

117-600x406.jpg
Витторе Карпаччо. Портрет дворянина, 1495, дерево, темпера

Франческо ди Симоне да Сантакроче писал «Благовещение» для церкви в Спино

Francesco_Di_Simone_Da_Santacroce_-_Annunciation_-_WGA08162.jpg
Франческо ди Симоне да Сантакроче «Благовещение» 1504

Действие на полотне происходит в доме, интерьер которого написан со строгим соблюдением правил перспективы. Коленопреклоненная Мария погружена в чтение миниатюрного часослова. Принесший весть ангел приближается к Богоматери, в левой руке у него белая лилия – символ чистоты. На полу щегол – символ грядущих страстей Христовых, перед окном парит голубь – символ Святого Духа. За огромным окном открывается вид на венецианскую лагуну так, как она выглядела в XVI столетии и на остров Сан-Джорджо.
(Продолжение следует)

http://www.gazeta.ru/culture/2014/04/30/a_6015033.shtml
http://www.istpravda.ru/museums/9169/
http://www.foma.ru/shedevryi-italyanskogo-vozrozhdeniya-v-pushkinskom-muzee.html
http://www.liveinternet.ru/users/yulija555/post325762379/
http://valentina-site.ru/zarubejnie-hudojniki/velikie-zhivopistsyi-renessansa-iz-akademii-karrara-v-bergamo
http://www.echo.msk.ru/blog/tatiana_pelipeiko/1312206-echo/
http://1001tema.ru/component/option,com_presscan_article/doc,3005779634
http://azbyka.ru/otechnik/?Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-vtoroe-poslanie-k-korinfjanam=2
http://www.nga.gov.au/Exhibition/RENAISSANCE/Default.cfm?mystartrow=73&realstartrow=73&MnuID=3&GalID=0
http://cultobzor.ru/2014/05/akademia-carrara-gmii/
http://vozduh.afisha.ru/art/shedevry-renessansa-v-pushkinskom-luchshie-avtory-o-luchshih-kartinah/

Profile

main
museum_ru
Музей

Latest Month

December 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner